FRM

Что делать, если на вашем имени пытаются хайповать?

2021-11-16 14:03:55

 

Хайп, в том числе, на чужом имени и репутации, в последнее время стал одним из самых популярных способов продвижения и самопиара. Злоумышленники монетизируют лайки и просмотры, и не гнушаются ничем в попытках заработать побольше. Что делать в случае, если вы стали объектом хайпа, как бороться с этим и вернуть себе доброе имя, рассказывает адвокат Мадрид Ибрагимов.

Кто и в каких случаях может попытаться хайповать на вашей известности?
Создание личного бренда – долгий и трудоёмкий процесс, который несёт в себе массу затрат, финансовых, моральных, временных. Но не у всех хватает ресурсов, смекалки, таланта, чтобы пройти этот тернистый путь и прийти к известности честным и порядочным способом. И они выбирают лёгкий и рабочий приём – сделать себе рекламу за ваш счёт. Начинающие бизнесмены, малоизвестные блогеры, деятели развлекательной сферы, да и впрочем, любой «продавец» своей идеи, который решит идти по нечестному, но короткому пути к поднятию своих рейтингов.

Какие цели эти люди могут преследовать?
Хайпуют все и везде, не зная рамок и границ, и на сегодняшний день этот метод является одним из самых быстрых и эффективных для улучшения ранжирования. И в отличие от традиционной рекламы, хайп или «сверхреклама» ставит задачу не столько информационную, сколько стимулирующую. Таким образом, хайп рассчитан не только на популяризацию личности или объекта, но и на то, чтобы получить от этой акции реальную прибыль. Иными словами, на вашем имени, так или иначе, хотят заработать рейтинги, узнаваемость, деньги!

Какими способами можно бороться с хайпом вокруг вашего имени?
Законодательство РФ стоит на защите вашей чести, достоинства, деловой репутации. За распространение ложных сведений и клевету предусмотрена уголовная и административная ответственность. Так, Конституция РФ даёт право требовать компенсации морального вреда тому, кто стал жертвой хайпа. Если ложная информация была опубликована в СМИ, срок исковой давности составляет 1 год. В других случая обратиться в суд можно в любое время (ст. 152 Конституции РФ). Если же распространитель ложной информации нам неизвестен, необходимо обратиться в Роскомнадзор – информацию признают недействительной и заблокируют её распространение в соцсетях, ложные сведения удалят из поисковой выдачи.

 



А есть ли ситуации, в которых бороться с хайпом не следует?
Вы должны решить для себя, насколько та или иная ситуация может отразиться на вашем «социальном самочувствии», может ли она повредить Вашей репутации, повлиять на доходы, отношения, доверие вашей публики. А, может быть, наоборот? А если вы сможете извлечь выгоду и застать врасплох всех тех, кто приготовился рыть для вас ямку?

Какие примеры подобного хайпа вы можете привести?
Первое, что пришло в голову, хештэг из Инстаграма #ямыдзюба. Человек не уронил своего имени, даже обрёл новых поклонников и поспособствовал росту интереса к футболу в России. Здесь, конечно, многое зависит от восприятия ситуации и вашего поведения в дальнейшем, которое вы транслируете массам. Ещё хочу отметить, что глобальную роль играют личное обаяние и харизма, они помогут повернуть развязку сюжета в противоположную сторону.

Могут ли известные люди специально создавать хайп вокруг своего имени?
Я вам больше скажу – звёзды шоу-бизнеса настолько любят хайп, что готовы кататься на его волнах без остановок. Спрос на хайп очень просто объяснить: многим из нас нравится интересоваться чужой жизнью, и чем больше будет грязных подробностей, начиная с нелюбимой соседки и заканчивая скандалами, пьянками, драками, тем больше «шумихи» будет создано вокруг имени, тем больше «зрителей» соберётся, чтобы наблюдать за продолжением. Звезды Инстаграма получают немалый приток «живых» подписчиков вследствие волны искусственной рекламы.

 

 

Стоит ли подавать на хайпующих людей в суд, пытаться привлечь к ответственности или это сложно?
Разумеется, не следует оставлять без внимания попытки хайпануть на вашем имени без вашего на то согласия. И, как я уже говорил, закон будет на вашей стороне, но необходимо заручиться поддержкой профессионала, ведь вам может потребоваться помощь квалифицированного юриста. Здесь я бы привёл цитату В. Швебеля: «Цивилизация привела к тому, что уже не важно, кто прав, а кто не прав – важно, чей адвокат лучше».

Есть ли примеры, когда судебные процессы завершились успешно?
Из самого свежего – суд над блогером и его подругой, который устроили провокационную съемку на фоне храма Василия Блаженного. Своим фото они пытались задеть за живое разные слои общества, отсюда и реальное наказание. В прошлом году одна из компаний выиграла суд сразу у нескольких блогеров, которые распространяли негативные отзывы о ее продукции. Выигрыши в судах по делам о защите чести и достоинства тоже не редки, но из-за сложностей со сбором и представлением доказательств успешных кейсов не так много. Это не значит, что не стоит бороться. Это значит, что стоит особенно внимательно подойти к выбору адвоката.

 

Фото: Личный архив