FRM

Олег Сергеев: «Саксофон третьего тысячелетия»

2016-01-13 02:42:20

Заслуженный артист Российской Федерации в эксклюзивном интервью редакции журнала FRM рассказал об уникальном инструменте на котором он играет, о своей карьере в России и Японии, а также о будущих планах.

FRM: Вы окончили Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского по классу флейты. Выбор музыкальной профессии был определен в раннем возрасте, или пришли к этому позднее? Что повлияло на выбор? 

О.С.: Выбор музыкальной профессии был предопределен моим отцом: Сергеевым Анатолием Степановичем - Заслуженным Артистом УССР, прекрасным флейтистом и великолепным педагогом, солистом оркестра комитета Гостелерадио УССР (г. Киев). Позже отец был приглашенным специалистом Министерством Культуры РФ  и работал профессором Дамасской консерватории по классу флейты. Я родился и вырос в Киеве. Еще, будучи совсем маленьким, я был свидетелем высоко профессионального отношения к музыке и флейте. Практически каждый день я слышал, и видел: как отец брал флейту, уходил в комнату и занимался по 2, 3 часа каждый день – готовился к записям, разучивал сложные оркестровые партии, играл и выучивал сложные виртуозные упражнения. Всему в музыке меня научил отец. Моя Мама – Сергеева Людмила Федоровна очень любила музыку, была очень музыкальна, хорошо пела и была нам с отцом надежным тылом в нашей нелегкой и тернистой профессии. Своим родителям я безмерно благодарен за жизнь, воспитание, профессию, нравственность, доброту, благородность, которую они мне прививали всегда! Позже, будучи студентом 2-го курса Киевской консерватории, по совету моего отца, было принято семейное решение о моем переводе со 2-го курса Киевской консерватории на 3-ий курс Московской консерватории. В класс величайшего российского профессора и представителя русской флейтовой школы - Корнеева Александра Васильевича:

II премия на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Будапеште (1949)
I премия на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине (1951)
I премия на Международном фестивале «Пражская весна» (1953)
Дипломант Международного конкурса музыкантов-исполнителей в Женеве (1958)
народный артист РСФСР (1987)
Государственная премия РСФСР в области музыкального искусства (1991)
премия Мэрии Москвы (1997)
обладатель сертификата «Лучший педагог» (США, 2000).
орден Почёта (2002)
орден Петра Великого («За заслуги и большой личный вклад в развитие отечественной культуры и искусства», 2006)
медаль «За мужество и гуманизм» и медалью «Честь и польза» Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия» (2006).
орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007).
«Золотая» флейта России» 

FRM: У вас невероятное количество премий. Помните ощущение, когда получили самую первую? Расскажите об этом.

О.С.: Конечно, такое не забывается никогда. Это сопоставимо с получением Золотого мяча или Золотой бутсы в футболе! Особенно в таком возрасте.  Будучи студентом 2-го курса музыкального училища им. Р.М.Глиэра (в 16 лет), первый раз в своей жизни  соревновался с уже маститыми и опытными флейтистами-солистами симфонических и оперных театров со всей УССР.  Стал лауреатом 1-ой премии Республиканского конкурса на духовых инструментах в номинации (флейта).  Был награжден специальным призом – «самый молодой участник конкурса»  от крупнейшего завода в СССР «ЮЖ-МАШ». И был очень горд, отдав свою первую денежную премию в фонд жертвам Чернобыля. Все это было в 1986 г. в городе Днепропетровске.

FRM: Вы первый в России флейтист, которого пригласили в Японию (Университет-Сакуе) в качестве профессора-преподавателя флейты, а так же проведения мастер-классов по EWI - (электронный духовой инструмент). Расскажите об этом.

О.С.: Совершенно верно. Это было в 2011 году. Мне поступило предложение от известной во всем мире «Ассоциации и Фонда Лауреатов конкурса им. П.И.Чайковского».  Преподавать и проводить мастер-классы в  Японии по флейте и EWI (электронный духовой инструмент). В трех самых престижных музыкальных университетах Японии. Основная работа проходила в городе Курасики – Университет (Сакуе). Это один из самых старших и престижных музыкальных университетов Японии. Было очень много интересных встреч, общений, знакомств, занятий, концертов и выступлений. Особенно запомнился концерт российских музыкантов и преподавателей в честь жертв землетрясения в 2010 году в Японии. Также везде был невероятный интерес у японских студентов, преподавателей и просто обычных слушателей к своему инновационному, профессиональному электронному духовому инструменту - EWI. Изготовленным и представленным всему музыкальному инструментальному миру.  EWI - MADE IN JAPAN. Этим сказано многое.

FRM: Есть какая-то цель в творческом плане, которую хотелось бы достигнуть?

О.С.: Вы абсолютно правы. Конечно же, без цели жить невозможно! Я мечтаю записать на акустической флейте или EWI - сольный диск с большим симфоническим оркестром или с полной концертной группой музыкантов. С авторскими инструментальными русскими композициями в стиле (folk-pop music). Хотелось бы найти оригинального композитора для осуществления этой моей мечты. Ведь не секрет, что очень многое зависит от качественного исполняемого материала. И, конечно, инвестора для этого крупного проекта. Как мне кажется, в нашей стране большое внимание уделяется вокалу и песне. А так же западной музыке. Но количество инструментальных известных, популярных и качественных исполнителей в России несопоставимо мало. Я полностью открыт для создания проекта с классической флейтой или EWI. Ведь существует Vanessa Mae, есть Kenny G. Очень хотелось бы представить Россию на высоком уровне. При этом пропагандируя именно русские мелодии и русскую культуру!  Как мне кажется, эта позиция в музыкальной инструментальной культуре свободна. 

FRM: Самое необычное ваше выступление или событие на выступлении, которое вам запомнилось?

О.С.: Их было очень много! Прежде всего, в моей памяти выступления с величайшим маэстро Евгением Светлановым. В составе Государственного Академического Симфонического Оркестра я работал около 12 счастливых лет своей профессиональной жизни. Это были самые лучшие залы мира! Лучшие импресарио, лучшие звукозаписывающие и приглашающие гастрольные компании. Невозможно описать, как потрясающе играл оркестр ГАСО под управлением Евгения Светланова! Как слушали и принимали этот оркестр во всем мире! Как стояли в очереди за билетами Японцы ранним утром, чтобы попасть на концерт или достать хоть один билетик. А в конце концерта, смотришь в зал, а он  весь белый – это носовые платки!  У тысячного зала слезы радости от особой, ни на кого не похожей, музыкальной трактовки, подачи и манеры Евгения Светланова и его оркестра!  Мне очень повезло в жизни. Будучи студентом 4-го курса Московской Государственной Консерватории им. П.И.Чайковского, (в 22 года!)  выиграть серьезный конкурс (на всех четырех видах флейт), состоящий из трех туров и попасть к ВЕЛИКОМУ  СВЕТЛАНОВУ! 

FRM: Расскажите о выпущенном сольном альбоме "CRAZY TOWN" (EWI) в 2014 году.

О.С.: «CRAZY TOWN» – абсолютная сенсация в современной инструментальной CD индустрии! Первый в России (а может быть, в Европе и Мире) CD на инновационном инструменте - Electronic Wind Instruments. В 2007 году у меня появилась идея выпуска сольного диска с авторскими инструментальными композициями, специально написанными для меня. Благодаря творческому союзу с прекрасными композиторами и аранжировщиками: Василием Авериным, Игорем Лямцевым, а так же легендой Советской эстрады, солиста группы «Самоцветы» Юрия Петерсона – удалось осуществить запись и представить музыкальный проект в виде CD – «CRAZY TOWN». В качестве солирующего инструмента разными тембрами во всех композициях я использовал Electronic Wind Instruments – Yamaha WX5.

FRM: В вашей творческой биографии есть очень интересный пункт о том, что вы первый преподаватель в России EWI - (электронного духового инструмента) в Российской Академии Музыки им. Гнесиных (кафедра компьютерной музыки, акустики и информатики). Чем отличается преподавание в России и Японии. Есть какие-то особенности?

О.С.: На сегодняшний день, обучения на духовом электронном инструменте нет нигде. Хотя в последнее время наблюдается мода на обучение игре на электронных инструментах. Расширяются кафедры и отделы, где есть электронные инструменты. Когда я преподавал в Академии Музыки им. Гнесиных (кафедра компьютерной музыки, акустики и информатики), а также в университетах Японии – всегда был невероятный интерес к этому совершенно удивительному и необычному инструменту EWI. 

FRM: Есть что-то, что вы могли бы сказать «Мне этого нехватает»?

О.С.: В детстве я занимался некоторое время футболом, мечтал быть футболистом. Наверное, можно сказать, что футбола мне не хватает. 

FRM: Чем увлекаетесь помимо творчества? 

О.С.: Практически все время занимает преподавательская работа, работа на студиях звукозаписи, выступления на различных мероприятия. Но если появляется свободное время, пытаюсь осваивать и познавать звукорежиссуру, слушать различную музыку, люблю смотреть музыкальные концерты инструментальных исполнителей.

FRM: За творческую карьеру вы записали порядка 50 CD с российскими и зарубежными звукозаписывающими фирмами. А также пять CD в качестве солиста-флейтиста. Можете выделить самые особенные для вас работы?

О.С.: Можно сказать об интересном проекте, который записывался в Америке – классическая музыка для детей. Так же можно вспомнить мои многочисленные флейтовые сольные записи в Америке с Государственным академическим камерным оркестром России под управлением Константина Арбеляна.  Записи симфоний П.И.Чайковского, Н.Я. Мясковского, Густава Малера в составе Государственного академического симфонического оркестра России под управлением Евгения Светланова.

FRM: Вы действующий помощник президента по культуре фонда поддержки ветеранов и офицеров подразделений особого и специального назначения «БАРС». Чем именно занимается фонд, и какие, культурные мероприятия проводятся?

О.С.: Прежде всего это помощь ветеранам и офицерам специального назначения. Концертные выступления, участие в концертах посвященных 90-летию Ивановской области. Выступления в разных городах России. Праздничные выступления 9-го Мая и 23-го Февраля. Мои сольные выступления и участие моей группы – «Impreso» на праздничных мероприятиях - дни городов. Приглашение артистов и коллективов различных жанров, групп, сольных исполнителей, составление сценариев и программ для концертов. Из крупных праздничных мероприятий, проведенных фондом, могу вспомнить свою работу главным режиссером юбилейного праздничного концерта, посвященного 25-летию Управления по Внутренним войскам МВД России. После чего я и моя группа была отмечена Начальником Управления генерал-лейтенантом Л.Д.Шидловским. (9 августа 2008 года).

FRM: Самые запоминающиеся гастроли?

О.С.: Конечно, это 10 летняя гастрольная и концертная жизнь в составе Государственного академического симфонического оркестра России под управлением Евгения Светланова. Десятки стран во всем мире. А самые запоминающиеся гастроли и впечатления связанные с Японией.

FRM: Какое мероприятий из частных вам запомнилось. Самое необычное?

О.С.: Приглашение выступить именно на электронном духовом инструменте - (EWI) в личной резиденции Президента Казахстана - Н.А.Назарбаева, в городе Рудный. 

FRM: Если бы не стали заниматься творчеством, какая профессия вам бы подошла?

О.С.: Хотелось бы надеяться, что из меня получился бы неплохой  футбольный вратарь. А после окончания игровой карьеры, тренер или спортивный директор футбольной команды. 

FRM: Какие творческие цели вы перед собой поставили на 2016 год?

О.С.: Может быть записать очередной диск.

FRM: Сольные записи вам ближе?

О.С.: Если говорить о звукозаписи, то - это настоящее волшебство! Это состояние души, настроение. Самое настоящее творчество! Особый контроль и анализ, которого нет в таком количестве при концертном выступлении. 

FRM: Есть какой-то дуэт или композиция, которая является некой целью, пока еще недостигнутой?

О.С.: Мне очень хотелось бы записать и исполнить дуэт с потрясающей певицей, прекрасным человеком и музыкантом – Анной Демьяновой.

FRM: Вы выступали с уникальным концертом на презентации «Славянского Вернисажа» Никаса Сафронова. Для зрителей это было нечто уникальное и новое. Какая была реакция публики?

О.С.: С вашего позволения я процитирую фрагмент статьи, которая вышла после этого прекрасного мероприятия:

Олег Сергеев, Заслуженный Артист РФ, на вернисаже Никаса Сафронова:

Посетители презентации «Славянского Вернисажа» Никаса Сафронова стали свидетелями уникального концерта, посещением которого может гордиться даже самый взыскательный из ценителей живой музыки и исполнения. Олег Сергеев продемонстрировал гостям «Славянки» свое искусство владения удивительным инструментом - EWI.  Техника игры, на котором доступна лишь нескольким исполнителям во всем мире!  Электронный духовой инструмент, духовой миди контроллер – эти названия обозначают уникальный инструмент -  саксофон третьего тысячелетия. Обладающий невероятной музыкальной палитрой, состоящей из более чем 250 удивительных и невероятных звуков и тембров. Блестящее исполнение и насыщенная программа, в которую вошли не только произведения известнейших композиторов мира, но и изысканные авторские импровизации Олега Сергеева на элитарные джазовые темы не оставили равнодушными посетителей «Славянки».

Пользуясь, случаем хочу поздравить всех читателей с Новым 2016 Годом! От всей души пожелать мира, добра и всего самого наилучшего! А так же больше доброй и красивой музыки!

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить свой комментарий...